Масонская эстетика


Масонская эстетика
   совокупность художественно-эстетических принципов, подчиняющихся мировоззренческим установкам такого религиозного течения, как масонство. Возникшее в Европе и распространившееся в XVIII-XIX вв. в Англии, Франции, Испании, Пруссии, Баварии и России, оно оказало определенное влияние на развитие западной и российской культуры. Сами масоны считают своей отличительной чертой способность к строительству, которое трактуют в предельно широком смысле - как готовность к конструированию разнообразных структур, обеспечивающих цивилизованное общежитие людей, а также как «строительство» храма человеческого духа, как неустанное «обтесывание дикого камня человеческого сердца». Своими предтечами они называют строителей Ноева ковчега, Вавилонской башни, Соломонова храма, а также потомков Каина, создателей первых городов, изобретателей кузнечного дела, ткачества, геометрии и ряда других искусств и наук. Иисус Христос именуется «великим мастером».
   Несмотря на уважительное отношение к Библии и Христу, масоны - не христиане. Они - деисты, признающие, что Бог со- .здал мир, но в дальнейших земных событиях участия не принимает, предоставив людям самим решать свои земные дела. Свои воззрения они квалифицируют как «рационализированную религию», а свое сообщество как «антицерковь». Масонская организация представляет собой подобие тайного ордена со строгой дисциплиной, внутренней аскезой, собственной иерархией и обрядностью. Центральная роль отводится борьбе с корнем всех зол - своеволием собственного «я». Это выглядит как практика нравственной самодисциплины, самонаблюдения и самопознания, позволяющая «обтесывать дикий камень человеческого сердца» (отсюда самоназвание масонов: «каменщики»), настраивать его на спокойное отношение к житейской суете, к неизбежной смерти.
   На протяжении всей истории существования масонства сложилась его своеобразная эстетика. Ее основные принципы:
   1) внехристианская ориентированность мировоззренческих установок;
   2) эзотерический символизм.;
   3) связь с научно-техническими изобретениями цивилизации. На масонской эмблеме изображается равносторонний треугольник как знак гармонии и помещенное внутри него «всевидящее божественное око» с исходящими от него лучами.
   Социальные воззрения масонов подчинялись идеалам гуманности, просвещения, свободы, что предполагало активную деятельность по преодолению национальных, сословных, конфессиональных и др. различий между людьми. Политические позиции представителей масонских организаций могли быть как сугубо консервативными, так и резко радикальными.
   В духовной работе масонов по воспитанию у личности навыков владения своими желаниями и страстями, в развитии готовности к деятельной любви у личности складывались новые качества, которые с наибольшей отчетливостью проявились в поэзии и нравственной философии, развивавшихся вруслетаких культурных стилей, как сентиментализм и романтизм. Г. Фло- ровский, обративший внимание на близость масонства и сентиментализма, на сходство их отношения к вопросам культуры чувств, культуры сердца, отмечал, что сентиментализм как эстетика вздохов и слез зафиксировал при помощи художественных образов поэзии и живописи нравственно-психологические сдвиги в культурном сознании. Именно с сентиментализмом связана установка творческого сознания на сознательное развитие наклонностей души к мечтательности, задумчивости, меланхолии, чувствительности, а также готовность личности к жизни в мире воображаемых образов, пристально следя за всеми движениями своей внутренней жизни.
   Важное место в масонской эстетике занимали символы, считавшиеся путеводными знаками восхождения духа от видимого к невидимому, от внешних ритуалов к «внутренней церкви», то есть к высшим тайнам и истинам, которые открываются лишь немногим. Через посредство символов развиваются метафизическое воображение и возвышенные духовные потребности.
   Имея собственную литературу, масоны широко пропагандировали свои идеи и постоянно пополняли свои ряды представителями творческой интеллигенции. Печать масонской эзотерической эстетики присутствует в творчестве Вольтера, А. Ламартина, Ж. де Местра, Р. Шеридана, Стендаля, С. Малларме, РужедеЛиля, Р. Бернса, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Г. Э. Лессинга, Ф. Шлегеля, В. Скотта, Т. Карлейля, Марка Твена, А. Конан-Дойля, Р. Киплинга и др. В России влияние масонства испытали на себе М. М. Херасков, А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, Н. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, Н. И. Гнедич, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин, В. К. Кюхельбекер, А. Ф. Писемский, а в XX в. - Н. М. Бахтин, Н. Н. Евреинов, Г. В. Адамович и др. Увлечение масонством пережил русский император Александр I, воспитанный в духе западного сентиментального гуманизма и любивший читать Ветхий завет и Апокалипсис.
   Внутри русской культуры исследователи (А. И. Серков) выделяют несколько направлений масонской литературы:
   1) воспитательные философские сочинения и нравоучительные романы, раскрывающие привлекательные стороны масонства;
   2) сочинения с узкой корпоративной направленностью, предназначенные только для «вольных каменщиков»;
   3) произведения масонов, созданные для тех, кто не входит в их братство;
   4) псевдомасонские сочинения, написанные в масонском духе авторами, не являющимися масонами;
   5) масонская литературная критика - тексты докладов, зачитанных на собраниях лож.
   Несмотря на активную борьбу католической церкви с масонами, их число в мире достаточно высоко и достигает в настоящее время 5 млн. Из них почти 80 % проживают в США.
   ◘ Лит.: Арвентъев С. М. Масонство в отношении христианской религии. Кишиневские епархиальные ведомости. 1915, №50; Базанов В. Г. Ученая республика. - М.-Л., 1964; Вернадский Г. В. Масонство в царствование Екатерины II. - Пг., 1917; Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1-2. - М. : Задруга, 1914-1915; Некрасов С. М. Поиски "истинного христианства" Русским масонством XVIII века и Л. Н. Толстой (Социально-психологические аспекты критики религиозной морали). Сб. трудов. Вып. 3. - Л., 1976; Петровский С. Очерки из истории русского масонства в XIX в. - Тула, 1890; Пиксанов Н. К. Масонская литература //История русской литературы. Т. 4, Ч. 2. - М., 1947; Пылин А Н. Русское масонство. XVIII и 1-я четверть XIXв. - Пг., 1916; Сакулин П. Н. Филология и культурология. - М., 1990; Сахаров В. И. Иероглифы вольных каменщиков: Масонство и русская литература XVIII - начала XIX века. - М., 2000; Серков А. И. История русского масонства. - СПб., 2000; Черняк Е. 6. Невидимые империи. - М., 1987.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Масонская эстетика" в других словарях:

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение) — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 17 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума (см. РАЗУМ) и науки (см. НАУКА (сфера деятельности)) в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество,… …   Энциклопедический словарь

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… …   Философская энциклопедия

  • Шварц, Иван Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шварц. Иван Григорьевич Шварц Johann Georg Schwarz Имя при рождении: Johann Georg Schwarz Дата рождения …   Википедия

  • ГРИГОРЬЕВ — А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г. А. А. Григорьев. Худож. П. Бруни. 1846 г. Аполлон Александрович (16.07.1822, Москва 25.09.1864, С. Петербург), лит. критик, поэт. Род. в семье дворянина, как незаконнорожденный (до оформления брака) был… …   Православная энциклопедия

  • ГУМИЛЁВ Николай Степанович — Николай Степанович (3.04.1886, Кронштадт 25.08.1921, под Петроградом), поэт, прозаик, лит. критик. Род. в семье корабельного врача. По нек рым сведениям, род отца происходил из духовного звания. Муж А. А. Ахматовой, отец Л. Н. Гумилёва. Большую… …   Православная энциклопедия